«Цифровая образовательная среда»

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:

  1. Информационные образовательные ресурсы.
  2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  3. Систему педагогических технологий.

«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».

Изображение с сайта Министерства просвещения РФ

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

Как будет работать проект ЦОС в школах?

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

  • доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
  • доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
  • возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
  • возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
  • возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
  • получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
  • автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.

Возможные проблемы ЦОС

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.

ПроблемаРешение
Увеличение финансовой нагрузки школПроведение интернета, обеспечение повышения квалификации учителей, закупка оборудования будут происходить за счет федерального и регионального бюджетов, следовательно, школе не придется тратить деньги на эти цели. Также следует учитывать, что появление электронных библиотек позволит снизить затраты на закупку учебно-методической литературы.
Не хватит специалистов на начальном этапе запуска ЦОСНеобходимо своевременно производить повышение квалификации учителей. Возможно, будет необходимо ввести в школе новую должность (например, «Заместитель директора по информационным технологиям») или же организовать наставничество по вопросам цифровизации.
Нет цифровых методов обученияЭтот риск связан с тем, что цифровые технологии зачастую развиваются быстрее, чем методические. Важно ускорить процесс разработки необходимой дидактической базы.
Неизвестно влияние информационных технологий на здоровье детей — за последние 30 лет практически не проводились масштабные исследования в области детской психологии и нейрофизиологииНеобходимо проводить исследования, которые помогут выявить сильные и слабые стороны цифровой среды в процессе обучения, а также минимизировать риски, связанные с использованием в образовательном процессе информационных технологий.
Риск технических неполадок и сбоевНаличие достаточного количества специалистов, способных в кратчайшие сроки устранить неполадки.
Подмена истинной цифровизации «оцифровкой»Настоящая цифровизация направлена на существенное изменение образовательного процесса. Под «оцифровкой» же понимается перенос традиционных методов обучения в оцифрованный вид (например, когда обычный учебник используется в электронном виде).

Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.

Зачастую в обществе высказываются опасения, что с введением «Цифровой образовательной среды» живое общение учителей и учеников заменят онлайн-уроками. Однако на самом деле речь идет не об отказе от традиционных школьных занятий, а о расширении возможностей обучения.

Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»

Изначально Министерство просвещения анонсировало внедрение «Цифровой образовательной среды» в 14 регионах России:

  • края: Алтайский и Пермский;
  • области: Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ.

Однако в Постановлении Правительства, которое было принято 7 декабря 2020 года, перечня регионов нет. Возможно, этот список появится позже.Хочу такой сайт


Основными целями эксперимента являются:

  1. Создание и запуск платформы ЦОС и тестирование ее функционала. Для достижения этой цели во время экспериментального периода будет необходимо:
    • автоматизировать образовательный процесс и сделать его более унифицированным;
    • усовершенствовать независимую диагностику качества образования;
    • организовать процесс обучения с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;
    • отработать технологию обработки большого количества информации.
  2. Оснащение образовательных учреждений необходимыми техническими средствами: быстрым интернетом, компьютерами, программным обеспечением, системами контроля, камерами видеонаблюдения и так далее.
  3. Интеграция ЦОС и портала «Госуслуг». Планируется, что в течение года после начала эксперимента на «Госуслугах» появится вкладка «Мое образование». Через этот сервис родители и ученики в режиме одного окна смогут пользоваться образовательными ресурсами.
  4. Создание и запуск региональных информационных ресурсов, с помощью которых можно будет обеспечить электронный документооборот, учет достижений учеников, планирование финансово-хозяйственной деятельности школы и многое другое.

Эксперимент поможет определить пошаговый алгоритм внедрения во всех школах России «Цифровой образовательной среды».

Введут ли в России дистанционное обучение?

С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.

Кроме того, в интернете начала появляться информация о том, что в России планируется полностью перейти к дистанционному обучению — такие сообщения также вызывают много вопросов как у учителей, так и у учеников и их родителей.

На самом деле перед ЦОС никогда не стояла задача полностью отказаться от традиционной системы обучения и упразднить необходимость посещения детьми школы — речь шла лишь о внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.

Также оживленную дискуссию вызвал законопроект № 957354-7. Его название — «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Многие подумали, что цель этой инициативы — перевести все школы на дистанционное обучение.

Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.

В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.

Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.

Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году

С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.

При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.

приказ о создании ЦОС.pdf (скачать) (посмотреть)
рабочая группа ЦОС.pdf (скачать) (посмотреть)
дорожная карта ЦОС.pdf (скачать) (посмотреть)
Koncepciya-COS-МБОУ 33.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8722) 68-57-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».